Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

 

Проект:

«Умные пальчики»

во второй группе раннего возраста

 

Руководители проекта:

Вышегородская Е. А

Горбунова О.В

 

  Белый Яр-2022 г.

Актуальность проекта:

Ранний возраст – создание предметно – действенного мышления. С полным основанием такое мышление можно назвать  «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками и действиями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей в раннем и младшем  возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположения в пространстве.  Чтобы научить малыша говорить,  необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать  мелкую моторику рук. Уровень развития  мелкой моторики – один из показателей  интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать  задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Вид проекта: познавательно – игровой

Участники проекта:  дети второй группы раннего возраста «Светлячок»,  педагоги,  родители воспитанников

Срок реализации проекта: краткосрочный (10.01 – 28.01. 2022 г.)

Цель: организация системы работы, направленной на развитие мелкой

моторики руки и развитие речи у детей.

Задачи:

-Развивать мелкую ручную моторику.

-Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевой

активности.

-Развивать координацию движения с использованием нестандартного

оборудования; формировать познавательную активность, воображение.

Материально-технические ресурсы:  дидактические игры, крупный и мелкий конструктор, песок, крупа; косточки от фруктов, камешки, иллюстрации, пальчиковый театр, гуашь, клей, салфетки; цветные нитки, пластилин, компьютер.

Ожидаемый результат реализуемого проекта:

- проявление интереса у детей к пальчиковым играм; играм по  сенсорному развитию

- проявление устойчивого интереса к новым дидактическим и пальчиковым играм

-любознательность и активность в процессе ознакомления с пальчиковыми и дидактическими играми

- развитие мелкой моторики кистей рук у детей

- накопление ребёнком двигательного и практического опыта

 

  План реализации проекта

 

Этапы

 

Содержание деятельности

Сроки

I этап

подготови-тельный

1.       Изучение методической литературы

2.       Подборка  занятий,  игр, сказок, стихов

3.       Создание условий для проведения работы с детьми в группе ДОУ.

Январь

10.01-12.01

II этап

Основной

Работа с детьми:

 

 

 

 

1.       Организованная образовательная деятельность:

Январь

12.01-28.01

Занятие «Путешествие пальчиков»

 

 Занятие «Наши пальчики»

 

 Рассматривание иллюстраций: русский фольклор

 

2.       Художественно-эстетическое развитие

 

Конструирование «Дом для куклы Кати» (из  крупного конструктора)

 

Рисование пальчиками: «Кружка для куклы Кати»

 

Лепка: «Весёлые ежата»

 

Прослушивание песенок:

«Мы милашки, куклы-неваляшки»

«Песенка друзей»

«Песня про дружбу»

 

Аппликация: «Зимой в лесу»

 

Пальчиковый театр по сказке «Колобок»

 

Игра – ситуация: «Заяц умывается, одевается на прогулку, накрывает на стол»

 

3.        Дидактические игры:

 

«Сравни предметы»

 

«Чудесный мешочек»

 

«Найди такой же»

 

«Найди сюрприз»

 

«Разложи по цветам: большой и маленький»

 

Развивающая игра: «Сложи пазл»

 

Книжка-пазл  (выполнение различных заданий) 

 

Упражнения: «Шнуровка», раскладывание разноцветных камушков, игры с мелкой, крупной мозаикой, песком

 

4.       Пальчиковые игры:

 

«Зима»

 

«Ёлочка»

 

«Зимние забавы»

 

«Новогодний праздник»

 

«Моя семья»

 

«Пальчики»

 

«Сорока-белобока»

 

«Пирог»

 

«Пряничек»

 

«Кот на печи»

 

Чтение художественной литературы:

 

Н.Саксонская «Где мой пальчик?»

Л.Воронкова «Снег идёт»

И. Никитин «Зашумела, разгулялась…»

К. Чуковский « Елка»

В.Берестов «Мишка, мишка, лежебока»

З.Александрова «Дед Мороз»

К. Чуковский «Путаница»

Чтение потешек, прибауток

 

Основные формы работы с родителями:

 

Консультация: «Ум на кончиках пальцев»

 

Буклет – книжка «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики» (каждой семье)

 

III этап

Заключительный

Пальчиковый театр по сказке «Теремок»

 

Фотоколлаж для родителей: «С пальчиками играем – ум развиваем!»

 

 

Список использованной литературы:

1.Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

2. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

3. Е. С. Ренизрук, Л. В. Забродина «Сказку читаем – речь развиваем»

4. Ю. М. Хохрякова, «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

5. Р. К. Хазиева «55 развивающих игр для малышей от года до трех»

6. Т. А. Ткаченко «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков»