Из опыта работы по теме:
«Социально – психологическое благополучие ребёнка
в раннем дошкольном возрасте»
Слайд 1
Исследования последних лет со своей очевидностью показали особую значимость для маленького ребёнка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания.
Слайд 2
В период адаптации в рамках годового проекта «Я и детский сад», мы сделали подборку игр и игровых действий, которые направлены на снятие эмоционального напряжения и тревоги малыша, на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю (через словесно-тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении и общении, хороводные и подвижные игры, игровые упражнения, способствующие установлению контакта ребенка со сверстниками и, дающие положительный эмоциональный заряд). Наших детей очень увлекает игра с коробкой превращений : знакомство с насекомыми, огород, ферма, найди клад. Играя с коробкой превращений, важно помнить о безопасности, не оставлять детей без присмотра.
Увлечённость общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития. Рука «познаёт», а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями превращая в образы и представления.
Слайд 3
Содержание работы в рамках этого проекта через игровые моменты обеспечиваем эмоционально-комфортное состояние детям, развивая у них психологическую автономность и самостоятельность, а также формируем доверительные отношения с педагогами.
Главными критериями федерального образовательного стандарта названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Ранняя социализация ребенка проходит в форме подражания. Отражая социальный мир, ребёнок копирует, творчески имитирует мимику, жесты, артикуляцию, интонации голоса, звуков, слова, действия, эмоции, поведения взрослых, находящихся рядом с ним.
Неслучайно движущими силами психического развития в ранний период детства выступает интегративное взаимодействие ребёнка с окружающей средой, которое включает развивающее общение со взрослым, окружающий предметный мир и активную деятельность самого малыша, направленную на его познание и освоение.
Основной задачей игровой технологии в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.
Слайд 4
Для накопления опыта социальных коммуникаций мы разработали мероприятия по межвозрастному общению дошкольников, где главными «учителями» по ознакомлению малышей выступают старшие дошкольники, которые на более понятном «языке» знакомят их с социальным миром.
Слайд 5
Началось все с волонтерского движения. Дети подготовительной к школе группы приходили к нам сначала помогали нам одеваться и раздеваться на прогулку. Затем они играли с детьми, проводили совместные занятия по продуктивной деятельности, выходили с нами на прогулку и помогали расчищать участок от снега. Мы заметили, что малышам это очень нравится, а старшие дети чувствуют себя «взрослыми», и видно, что они ответственно подходят к своим обязанностям. Теперь мы были гостями в подготовительной группе, где ребята в игровой форме познакомили нас со своей группой.
Дети влияют друг на друга, оказывая эмоциональную поддержку, организуя сложные, требующие истинного творчества игры, подкрепляя поведение, в том числе и через игровое взаимодействие.
В игровой деятельности дети через принятие роли, моделируют социальные отношения и развивают такие способности, как умение входить в общество детей, подчиняться требованиям, организовывать совместную деятельность.
Таким образом, мы педагоги, должны понимать и помнить, что нам принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. именно в детском саду закладываются основы социально-психологического здоровья ребенка.
Сентябрь 2019 года
Геометрические фигуры
Насекомые